-->

Дворцовые интерьеры. Особняк барона А.Л. Штиглица, Л. Премацци.


Особняк барона А.Л. Штиглица. Белая гостиная, Эрмитаж, Санкт-Петербург. 

Александр Людвигович Штиглиц (1814, Ст.-Петербург — 1884, Ст.-Петербург), барон, крупнейший российский финансист-меценат, учредивший в 1876 году Центральное училище технического рисования (для обеих полов) с художественно-промышленным музеем и прекрасной библиотекой. Училище было любимым детищем Штиглица, горячего поклонника искусства. Ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица (Академия Штиглица) — один из самых авторитетных вузов по подготовке специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. 


Луиджи Премацци, 1882, акварель С. Александровского, Русский музей, Санкт-Петербург.

Луиджи (Людвиг Осипович) Премацци (итал. Luigi Premazzi, 3 января 1814, Милан — 29 декабря 1891, Константинополь) — всемирно известный российский акварелист итальянского происхождения, автор многочисленных акварельных шедевров дворцовых интерьеров, профессор акварельной и перспективной живописи Императорской Академии художеств.

В 1854 году 40-летнему Л. Премацци было присвоено звание Академик перспективной живописи. В 1880-м, по инициативе Л. Премацци, в России создано Императорское общество акварелистов. 


Особняк барона А.Л. Штиглица. Гостиная, Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Особняк барона А.Л. Штиглица. Голубая гостиная, Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Особняк барона А.Л. Штиглица. Золотая гостиная, Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Особняк барона А.Л. Штиглица. Парадный кабинет, Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Особняк барона А.Л. Штиглица. Кабинет баронессы, Эрмитаж, Санкт-Петербург. 


Особняк барона А.Л. Штиглица. Библиотека, Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Особняк барона А.Л. Штиглица. Столовая, Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Особняк барона А.Л. Штиглица. Столовая для обедов, Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Особняк барона А.Л. Штиглица. Столовая для ужинов, Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Особняк барона А.Л. Штиглица. Концертный зал, Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Особняк барона А.Л. Штиглица. Танцевальный зал, Эрмитаж, Санкт-Петербург. 

***

Статья «Л.О. ПРЕМАЦЦИ», ж. «Всемирная иллюстрация», 1892, том XLVII, с. 96. 

«Всемирная иллюстрация» — русский еженедельный иллюстрированный художественно-литературный журнал, один из самых популярных среди иллюстрированных изданий второй половины XIX века в Российской империи.  Издавался в Санкт-Петербурге в книгоиздательстве Германа Гоппе в 1869-1898 годах общим тиражом до 10 000 экз. Еженедельник, созданный по аналогии с первым в мире британским иллюстрированным еженедельником «Иллюстрированные лондонские новости» (The Illustrated London News), был рассчитан на массового читателя и служил иллюстрированным описанием современной жизни. 

***

«У кого из любителей рисунков не найдется хоть одной акварели, маленькой изящной акварели, завернутой в папиросную бумагу и хранящейся в особой папке вместе с некоторыми другими прелестными образчиками акварельной живописи? Вы осмотрели собрание любителя, вам показали рисунки Брюллова, Кипренского, Васильева, Шишкина, Айвазовского, старого Орловского и других художников. Вы полюбовались на акварели Кондратенкова, Лагорио, Бенуа, Соколова, Каразина. Но вот любитель с самодовольной улыбкой раскрывает заветную папку, освобождает небольшой толстый лист от папиросной бумаги, ставит его перед вашими глазами и говорит: «Узнаете?». Акварель тонко и смело исполнена, прозрачна и сильна в своей нежности, вся в полутонах и выдержана в самой строгой перспективе. В левом или правом углу ее стоит иностранная буква Р. Конечно, вы узнаете, вы знаток; да если бы вы не были знатоком, вам бы и не показали этой акварели; она ничего не говорит профану. У всякого любителя найдутся такие вещи, которые редко видят свет божий и предназначены тешить высокоразвитый глаз. Итак, вы узнаете акварель и произносите почти решительно: «Премацци!» — «Да, да, Премацци в первой манере», отвечает счастливый любитель, «Премацци пятидесятых годов, несравненный Премацци!» Я думаю, что не один любитель, узнав о смерти «несравненного» Премацци, вздохнул от всего сердца и еще бережней стал заворачивать его акварель в папиросную бумагу.

Премацци родился в 1818 году в Милане и там же получил художественное образование — в миланской академии. В Россию он приехал уже вполне сложившимся художником; ему тогда было 30 лет. Поступил учителем рисования в дом княгини Гагариной. В 1850 году, стоя на этюде у Монплезира в Петергофе, Премацци обратил на себя внимание императора Николая Павловича, бывшего, как известно, большим знатоком живописи. Государь заказал Премацци акварельные виды Александрии и кронштадтских военных сооружений. Затем Премацци стал давать уроки рисования некоторым особам августейшего семейства. Академия художеств за искусство и отличные познания в перспективной и акварельной живописи присвоила ему в 1854 году звание академика, в 1861 — знание профессора. Премацци участвовал на всемирных выставках в Лондоне, Вене и Париже. В Лондоне, Милане, Вене и Константинополе имели успех его отдельные выставки. Он участвовал в одиннадцати акварельных выставках в Петербурге, в Московской всероссийской выставке 1882 года и на передвижных выставках академии художеств. В школе общества поощрения художников, в Павловском женском институте и в училище барона Штиглица Премацци преподавал рисование; он был членом многих художественных и благотворительных обществ как в России, так и за границей, был награжден русскими и иностранными орденами. Таков формулярный список Премацци как общественного деятеля. Как художник он долго, если не всегда, будет считаться одним из славнейших европейских рисовальщиков и акварелистов. Недаром его рисунки приняты в нашей Академии художеств как модели. До последней минуты он был верен своему призванию и умер в Константинополе скоропостижно — с палитрой на руке... Это был поэт солнца...». 


Дворцовые интерьеры. Особняк барона А.Л. Штиглица, Л. Премацци. Дворцовые интерьеры. Особняк барона А.Л. Штиглица, Л. Премацци. Reviewed by Ninel on декабря 09, 2020 Rating: 5

Комментариев нет: