-->

Околдованный Мерлин, 1874, Эдвард Бёрн-Джонс, Художественная галерея леди Левер, Великобритания.


The Beguiling of Merlin, 1874, Edward Burne-Jones (1833-1898, England), Lady Lever Art Gallery, Port Sunlight, Merseyside, England.

*** 
Мерлин — самый знаменитый персонаж средневековых легенд о короле Артуре, Братстве Круглого Стола, Святом Граале и мече Эскалибур. 

О происхождении Великого мага Мерлина известно мало. Согласно одной из легенд, его мать была добродетельной, Светлой девой, и Дьявол постоянно искушал ее. Однажды её сестра, совращенная и падшая, набросилась на Деву с оскорблениями и бранью. Та разгневалась, осквернив душу злом, и Дьявол овладел ею. Так был зачат Мерлин. После его рождения духовник Девы — священник Блез окрестил младенца и уничтожил «все тёмное в Мерлине», но у малыша остался дар Великого мага и провидца. 

О жизни Мерлина рассказывается в «Легенде о короле Артуре», которую «мудрец-отшельник Блез написал по просьбе и воспоминаниям Великого мага». 

На картине Бёрн-Джонса Мерлин околдован своей возлюбленной Вивиан (другие имена — Нимуэ, Дева Озера, Леди Озера, Владычица Озера, создавшая меч Экскалибур и погубившая Мерлина). 

В предыстории Владычицы Озера — в «Lancelot-Grail Cycle» — юная Вивиан любовными чарами околдовала Мерлина, узнала секреты Великой магии и, чтобы навечно сохранить власть над ним, заманила в волшебную гробницу в скале. Мерлин остался жив, но дар Великого мага утратил. 


Эдвард Бёрн-Джонс, 1870, портрет кисти Джорджа Фредерика Уоттса, Художественная галерея, Бирмингем, Англия. 

Эдвард Бёрн-Джонс (Edward Coley Burne-Jones, Sir Edward Coley Burne-Jones, 1833-1898, England) — блистательный художник Братства Прерафаэлитов (англ. Pre-Raphaelites). Автор знаменитых полотен «Околдованный Мерлин» (The Beguiling of Merlin, 1874), «Благовещение» (The Annunciation, 1876), «Золотая лестница» (The Golden Stairs,1880), «Любовь среди руин» (Love Among the Ruins,1894), «Король Кофетуа и нищенка» (King Cophetua and the Beggar Maid, 1884), за которое Бёрн-Джонс получил Орден Почётного легиона на Всемирной выставке-1889 в Париже. Выдающийся представитель Эстетического движения (Aesthetic Movement) и Движения «Искусства и ремесла», известный изумительно красивыми витражами и роскошными гобеленами. 

1885 — член Королевской Академии Художеств (Royal Academy of Arts) — наиболее влиятельной и авторитетной ассоциации художников Великобритании.  1894 — баронет (наследуемый титул). 

*** 
Картина была заказана Бёрн-Джонсу английским коллекционером и меценатом Фредериком Лейлэндом в 1860 году, начата в 1870-м и завершена лишь в 1874-м после «эмоциональной кульминации жизни» художника — страстного романа с 23-летней Марией Замбако, которая познакомилась с 33-летним Бёрн-Джонсом в 1866-м и позировала для многих его картин. Спустя 3 года безумной любви, Бёрн-Джонс пытался уйти от супруги (что спровоцировало большой скандал), а в 1871-м Мария и Эдвард пытались совершить совместное самоубийство. 

*** 
Для Вивиан в картине «Околдованный Мерлин» позировала Джейн Моррис, воплощение идеала красоты прерафаэлитов. 


Джейн Моррис (Синее шёлковое платье), 1868, Данте Габриэль Россетти, Королевское общество древностей, Лондон. 

Американский писатель Генри Джеймс, впоследствии один из самых известных классиков мировой литературы, автор знаменитых романов «Крылья голубки», «Портрет Леди», «Золотая чаша» и др., впервые посетивший Моррисов в 1869 году, писал о Джейн: «О, моя дорогая, что это за женщина! Она прекрасна во всём. Представь себе высокую, худощавую женщину, в длинном платье из ткани цвета приглушённого пурпура, из натуральной материи до последнего шнурка, с копной вьющихся чёрных волос, ниспадающих крупными волнами по вискам, маленькое и бледное лицо, большие тёмные глаза, глубокие и совсем суинберновские, с густыми чёрными и изогнутыми бровями, рот как у «Орианы» в нашем иллюстрированном Теннисоне, высокая открытая шея в жемчугах, и в итоге — само совершенство!». 

Примечательно, что до замужества Джейн была крайне малообразованна (ее детство прошло в нищете), но после обручения с художником Уильямом Моррисом она брала частные уроки, выучила французский и итальянский языки, прекрасно музицировала. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как «царственную» особу. Позже она вошла в высшее английское общество и стала прообразом Элизы Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». 

***
Лицо юной Вивиан в картине «Околдованный Мерлин» Эдвард Бёрн-Джонс рисовал с возлюбленной Марии Замбако. 


Мария Замбако, 1870, Эдвард Бёрн-Джонс. 

*** 

За два года до смерти Эдвард Бёрн-Джонс писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»


Околдованный Мерлин, 1874, Эдвард Бёрн-Джонс, Художественная галерея леди Левер, Великобритания. Околдованный Мерлин, 1874, Эдвард Бёрн-Джонс, Художественная галерея леди Левер, Великобритания. Reviewed by Ninel on декабря 06, 2020 Rating: 5

Комментариев нет: